НАШЕ ДЕЛО
Наше дело
Всероссийское монархическое движение "Наше дело"

Наша история

Программа

Идеология

Практические шаги

Атрибутика

Последние новости

Наша агитация

Дело №...

Аналитика

СМИ о НД

Наша газета

Библиотека монархиста

Архив

Ваши письма

Форум

Гостевая книга

Контакты


Rambler's Top100


Правда об империи

Вернуться назад

Точка отсчета

Правильный выбор направления зависит от правильной точки отсчёта. Если вы ошиблись в направлении, последующие действия тоже будут ошибочными.

Главная точка отсчёта заключается в том, есть ли Бог. Вопрос вопросов - что считать ориентиром жизни: спасение души и жизнь вечную или поиск удо-вольствий для тела, а потом вечную смерть? Обращаю внимание, что никакой синтез теологической и атеистической идей невозможен. Совмещение плюса и минуса даёт нуль. Жизнь не знает примеров нулевого существования. Если кому-то рассмотрение данного вопроса кажется пустой забавой, не имеющей отношения к практической жизни, тот совершенно далек от понимания масштаба затронутой темы. Эта статья полезна только тем, кто понимает: от ответа на вопрос о наличии или отсутствии Бога зависит судьба человечества. Ни от промышленности и экономики, ни от искусства и науки, а от признания или отрицания Бога. Вера в Бога - точка отсчёта.

Мы не намерены погружаться в религиозные сентенции или атеистиче-ские мудрования. Наше исследование выдержано в логических рамках. Мы по-стараемся не скатиться в область беспочвенной фантазии или необоснованных предположений. Первое априорное утверждение: человек строит свои представления о мире, основываясь на вере. Сначала мы верим родителям, потом учителям, потом коллегам, партнёрам, начальству, подчинённым. Вера пронизывает всю нашу жизнь. Если мы не поверили учителю истории, рассказавшему о том или ином событии, и решили проверить истинность рассказа, то, отыскав какие-то документы, подтверждающие его правоту, - например, летопись, - мы верим ле-тописи. Мы перенесли свою веру на летопись. Мы всегда верим, но никогда не знаем. Даже там, где принято считать, будто мы «знаем» (я имею в виду научные данные, полученные опытным путём), при более пристальном рассмотрении мы убеждаемся, что никакого знания нет и в помине. Одна сплошная вера. Наш мозг принимает импульсы, дос-тавляемые ему нашими пятью чувствами, и расшифровывает их на свой лад. Мы верим, что мозг правильно расшифровал эти импульсы, но никаких доказа-тельств тому не имеем.

Простой пример: вы закрываете глаза и одной рукой берёте в руки шар. К другой руке, к её нервам, подключают компьютер, который вырабатывает те же импульсы, что и рука, держащая шар. Мозг по нервам от той и другой руки получает одинаковые импульсы, и вам кажется, будто в каждой руке вы держите по шару. Ту же самую процедуру можно выполнить в отношении нервов гла-за, уха, языка и обонятельных рецепторов. В итоге выходит, что человеку для полноценной жизни не требуется ни рук, ни ушей, ни глаз. Вообще никаких ор-ганов. Достаточно одного только мозга, получающего соответствующие им-пульсы, формируемые сверхмощным компьютером. Возникнет полная иллюзия, будто вы охотитесь на львов или болеете на стадионе за любимую команду. Как отличить виртуальную реальность от реальности обыденной? Ни-как. Любой опытный путь здесь бессмыслен, поскольку предполагает использо-вание посредников - наших пяти чувств. А чувства, как мы убедились, легко обмануть. Человек никогда не сможет вникнуть в природу внешних раздражи-телей, формирующих сигналы, получаемые нашим мозгом и переводимые в образы, которые и составляют окружающий нас мир. Каков на самом деле мир, который мы ощущаем, мы не знаем, и знать не можем. Может, никакого мира нет, и наша жизнь - кажущаяся. Может, она - что-то типа компьютерной игры, только другого порядка сложности. А может, и нет. Дальше безосновательных предположений мы пойти не можем. И потому мы вынуждены поверить како-му-либо предположению.

В свете сказанного, становятся понятны утверждения всех религий о призрачности окружающей нас действительности. Теперь эти слова предстают уже не поэтическим образом, а намёком на какую-то иную, высшую реальность, Истину. Высшую реальность нельзя познать эмпирически, нельзя соприкос-нуться с ней опытным путём.

Способ познания Истины в корне отличается от опытного пути. Религия предлагает нам путь, по которому можно идти, освободив мозг от влияния по-средников (наших пяти чувств) и раскрыв его для принятия непосредственного знания - Откровения. Мы пока не станем развивать эту тему, вернувшись к на-шему первостепенному вопросу: что считать точкой отсчёта бытия? Есть ли некая всемогущая, всевидящая и всезнающая абсолютная сила, которую мы называем Богом, или её нет?

Договоримся, что при исследовании мы будем пользоваться только фактами, имеющими подтверждение в нашей, пусть и недоказанной, но действи-тельности. Мы должны исходить из того, что окружающая нас действитель-ность реальна. Исходить из чего-то другого у нас попросту нет возможности. Это - единственный способ продолжить тему.

Весь наш опыт показывает, что никакая сложная конструкция сама по себе не может возникнуть. Мы не знаем ни одного примера, когда из кирпичей сам по себе собрался дом. Или из липовой коры сам собой сплелся лапоть. Чем конструкция сложнее, тем ниже шансы на ее самообразование. После опреде-лённой границы сложности подобная вероятность равна нулю (скажем, хаотич-ное нажимание клавиатуры компьютера никогда не приведет к случайному на-печатанию собрания сочинений Ленина). Таким образом, мы можем утвер-ждать, что всякая сложная конструкции исходит от творца. Есть конструкция - есть творец. Нет творца - нет конструкции. Эта логическая цепочка находит подтверждение на каждом шагу.

Даже самое низшее насекомое - крайне сложная «конструкция». До сих пор человек, способный создавать космические станции, не может создать даже части насекомого. Конструкция комара сложнее конструкции любого компью-тера. То же самое можно сказать о небесном «механизме» - Солнечной системе. Она существует многие миллионы лет, и работает, как часы. Человек не в силах создавать механизмы такой сложности и точности.

Чтобы остаться в согласии со здравым смыслом, необходимо исключить самообразование сложных конструкций. В противном случае, мы автоматиче-ски должны допустить самообразование простых конструкций - например, теле-визора. Но если мы исключаем самообразование простой конструкции, то само-образование сложной конструкции исключается тем более. К этому нас неумо-лимо приводит логика. Следовательно, у всех сложных конструкций есть тво-рец. И этот творец - не человек. Мы слишком слабы, чтобы выступить в роли создателя насекомого. Мы вынуждены прийти к выводу, что существует какая-то иная сила, сотворившая комара или жука.

Нам могут возразить, сказав, что сложные системы способны к саморазвитию, и в доказательство сослаться на теорию самоорганизации английского психолога и кибернетика Эшби. То же самое утверждают Пригожин и Тоффлер. И я согласен с их доводами. Сложные системы способны развиваться не только количественно, но и качественно. Мы видим это на практике - интернет разви-вается сам, общество само, технический прогресс сам, корпоративные системы сами и т.д.

С одной стороны, саморазвитие налицо. Но с другой стороны, это не противоречит нашей теории. Более того, если бы человек не имел возможности развиваться, он не имел бы свободы, т.е. это был бы не человек, а механизм. Свобода – главное условие саморазвития. Обратим внимание, что процесс саморазвития может иметь место только в системах, обладающих высоким уров-нем сложности. Но чтобы этот процесс запустился, необходимо существование определённого уровня сложности. Необходим некий конструктивный минимум, служащий точкой отсчёта. До тех пор, пока этого уровня нет, никакое саморазвитие невозможно. Достижение уровня, после которого начинается саморазвитие, само по себе невозможно. Дерево как система развивается само по себе. Но чтобы положить начало этому процессу, необходимо зерно, из которого дерево начнёт развиваться. И мы заостряем внимание на появлении зерна, т.е. на точке отсчёта, а не на функционировании состоявшейся системы.

Главный вопрос: откуда взялось зерно - сложнейшая система, состоящая из простых элементов и положившая начало последующему развитию системы? Сами по себе простые элементы не могли собраться в сложную конструкцию уже в силу того, что они, элементы, простые. И мы снова приходим к тому, что для возникновения первичной конструкции, обладающей оптимальным минимумом сложности, необходим творец.

Если мы будем упорствовать, утверждая, что это могло произойти само собой, то впадем в противоречие. Тогда, если мы допускаем самообразование сложных конструкций (например, живой клетки), то должны допустить и само-образование более простых конструкций (например, лаптя). Доводы о том, что сравнение живых и неживых систем неуместно, рассыпаются после вопроса: какой системой является атом, живой или неживой? Другими словами, мы вы-нуждены признать наличие какой-то нематериальной субстанции, привносящей в материю такое удивительное качество, как жизнь.

Мы пришли к выводу, что помимо человека есть Творец, - сила, которая несравненно выше всех представимых человеком возможностей. Что это за сила?

«Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, ко-торые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, а почитали за богов, правящих миром или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звёздный круг, или бурную воду, или небесные све-тила» Притч. 13,1.

Все мы - дети своего времени, впитавшие атеизм с молоком матери. В каждом из нас, даже в священнослужителе, в глубине сердца, на подкорке, притаился атеист. Поэтому, невзирая на логику и здравый смысл, мы по-прежнему тщимся расценивать окружающий нас мир не как результат чьей-то творческой и разумной активности, а как слепую игру стихии и случая. Как бы ни были убедительны доказательства бытия Бога, всё равно мы будем думать: «а вдруг мы как-нибудь ошибаемся, вдруг Бога нет?».

Еще в глубокой древности люди, совершенно не умея объяснить, откуда взялся мир и человек, тем не менее, дерзали отрицать существование Бога. Задолго до Рождества Христова царь Соломон писал о своих современниках: «Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободился из ада. Случайно мы рождены и после будем как небывшие; дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух; и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдёт, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягчённый теплотой его. Ибо жизнь наша - прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается. Будем же наслаж-даться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдёт мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли; никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий. Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца. Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным». Прем. 2,1-11.

Что же тогда говорить о наших современниках…Наш мозг упорно ищет доказательства в пользу случайного происхождения Вселенной, «обезьяньего прошлого» человека, отсутствия Бога. Атеистический разум старается выскользнуть из объятий здравого смысла, цепляясь за небылицы и натянутые допущения.

Даже будучи прижат к стенке, уже согласившись, что Вселенная и чело-век - продукты творения, современник начинает фантазировать. Почему бы нам не подумать, - рассуждает он, - что создатель мира - всего лишь некая неведомая нам энергия, типа ядерной, термоядерной или ещё круче? Энергия как-то реализовала себя, и случайно получился весь видимый и невидимый мир, вклю-чая человека и Землю…

Теория об «энергии-создателе» несостоятельна. По этому поводу приведу слова из Библии: «А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их» Прем. 13,4. Давайте рассмотрим, какими качествами, как минимум, должна обладать энергия, чтобы создать что-то сложное.

Во-первых, чтобы создать что-то, например, дом, надо пожелать его по-строить. Если вы не желаете создавать дом, у него нет ни малейшего шанса по-строиться самому. Следовательно, начало творения есть желание.

Во-вторых, чтобы построить объект, требуется соответствующая сила. Продолжением желания является сила. Если силы нет, ничего не получится.

В-третьих, для конструктивного применения силы необходим разум. Вы с его помощью сначала составите план строительства. Затем будете отслежи-вать, чтобы он выполнялся в строгом соответствии с намеченной последовательностью. Если нет плана, если его некому отслеживать, с постройкой ничего не выйдет. Надеяться, что все операции случайно выполнятся в нужном порядке, нет никаких оснований.

В-четвёртых, нужна воля. Если у вас есть желание, сила и разум, но нет воли, с помощью которой вы можете принудить все остальные качества слаженно действовать в нужном русле, попытка творения обречена на провал.

Таким образом, определился минимальный набор качеств, необходимых для акта творения, - желание, сила, разум и воля. Отметим, что наличие полного комплекта этих качеств ещё не говорит, что вы обязательно творец; для творчества требуются и способности, и вдохновение. Но отсутствие хотя бы одного из перечисленных свойств точно указывает на то, что вы не предрасположены творить.

Теперь вернёмся к вопросу: могла ли энергия выступить в роли творца? Да, могла. Но при условии обладания желанием, силой, разумом и волей. Мы вынуждены признать, что энергия, способная творить, есть в высшей степени желающая, разумная, сильная и имеющая волю Субстанция.

Мы не знаем о Боге ничего, кроме того, что Он непознаваем опытным путём. Увидеть или потрогать Его нельзя. Его можно увидеть только через производимые Им действия. Какова Его сущность - энергия или что-то совершенно невообразимое - человеку не понять. Но, как мы убедились, Творец не может быть слепой стихией.

Вывод: Бог – неведомая нам Субстанция, обладающая бесконечным разумом, силой, волей и желанием. Благодаря Богу образовался и существует весь видимый и невидимый мир, всё живое и неживое, всё мыслимое и немыслимое. Бога называют по-разному - энергией, Высшим Разумом, Природой и т.д. Но, как Его ни называй, это не прибавит и не убавит знаний о Нем. Помимо безмерной сложности нашего Творца, следует признать Его безначалие и бесконечность. Он всегда был и всегда будет. Он является первоосновой и точкой отсчёта всего сущего. Бессмысленно спорить, появился ли наш Творец однажды, или Его существование вечно. Это ничего не добавит и не убавит от факта, что наш Мир создан Богом.

Обретение точки отсчёта позволяет нам понять глобальный смысл жизни. Без Бога жизнь бессмысленна. Мелкие бытовые цели, не связанные одной-единственной генеральной целью, не имеют смысла. Человек без Бога в душе низводится до уровня растения, живущего просто для того, чтобы жить.

Сосредоточимся на понимании смысла жизни, отталкиваясь от факта существования Бога, создавшего мир. Всякое творение имеет цель. Если чело-век создаёт горшок, он надеется использовать его для хозяйственных нужд. Если он не находит в горшке ожидаемых качеств, то уничтожает свое творение, не спросив мнения глиняной посудины. Близкую аналогию можно провести в от-ношении Бога. Мы не можем осмыслить Его желания, и поэтому вынуждены строить предположения, исходя из человеческой логики. Бог хочет, чтобы мир жил по установленным Им законам. Для людей, живущих в согласии с этими законами, Он обещал награду - вечную жизнь. Злостным нарушителям законов Бог обещал вечные мучения. Таким образом, жизнь - своеобразный экзамен, смысл которого - пройти заданную дистанцию, не нарушая правил игры. Нельзя убивать, воровать, блудить и т.д. Надо помо-гать, защищать, служить и т.д. Вот, в сущности, и весь смысл жизни.

Генеральная цель жизни - спасти бессмертную душу. Всё остальное - пустяки. С собой на тот свет человек забирает только поступки, но никак не деньги и не любовниц. Из жизненной цели вытекает смысл любого человече-ского общества - облегчить индивиду выполнение заповедей. Экономика и прочие материальные атрибуты общества - лишь инструменты, не обладающие самоценностью. Они играют роль орудий, облегчающих путь к соблюдению Божьих заповедей и обретению жизни вечной. Истинная жизнь общества концентрируется вокруг главной цели. Всё, что не способствует главному, следует рассматривать как вредное и искоренять. В противном случае, с исчезновением смысла жизни, концентрация общественных сил сосредотачивается не на спасении души, а на ублажении тела, что неминуемо ведёт к деградации, разложению и смерти. Вернуться назад

Всероссийское монархическое движение "Наше дело"
Hosted by uCoz