НАШЕ ДЕЛО
Наше дело
Всероссийское монархическое движение "Наше дело"

Наша история

Программа

Идеология

Практические шаги

Атрибутика

Последние новости

Наша агитация

Дело №...

Аналитика

СМИ о НД

Наша газета

Библиотека монархиста

Архив

Ваши письма

Форум

Гостевая книга

Контакты


Rambler's Top100


Централизм

Вернуться назад

Дед Мороз против Санта-Клауса

Российский символ Нового года борется за выживание
Столичный градоначальник Юрий Лужков и вологодский губернатор Вячеслав Позгалев зорко охраняют покой российского Деда Мороза в его официальной резиденции - городе Великий Устюг. Деду пишет письма детвора со всей России, в раскрутку его Компании "АО Дед Мороз" вложено 2 с половиной миллиарда рублей, а его роль исполняет популярный российский актер, звезда сериала "Закон" Дмитрий Назаров.

Но даже экранный герой Назарова - строгий неподкупный судья бессилен защитить Деда от его иностранного конкурента. Изображение Деда Мороза - высокого, статного старика с бородою лопатой - все реже встречается на рекламных щитах и на прилавках игрушечных магазинов. На них победно красуется его извечный соперник - небольшого роста очкастый старикашка в маленьком кургузом кафтанчике - Санта-Клаус. В центре ГУМа у знаменитого фонтана иностранные гости столицы с удовольствием фотографируются возле огромного Санта-Клауса, который возлежит на бортике фонтана. В столичном кинотеатре "Ролан", названном в честь автора детских фильмов Ролана Быкова, гостей встречает еще один Санта. Он размахивает колокольчиком и задушевным голосом поет американскую рождественскую песенку "Jingle bells". Даже в крупнейшем столичном "Детском мире" на Лубянке можно встретить только его одного, в основном сделанного в дружественном социалистическом Китае. "Сейчас все заполнено китайским товаром, потому что там дешевая рабочая сила. Сайга-Клаус преобладает над Дедом Морозом, но многие люди старшего возраста ищут именно Дедов Морозов", - рассказывает продавщица магазина Наталья.

Представители других "Детских миров", опрошенных корреспондентом "Известий" на предмет наличия на их прилавках отечественных Дедов Морозов, грустно опускают глаза и переживают за будущее чужих и своих детей. "Дети психологически настроены покупать Санта-Клауса. У них Симпсоны в голове, и они даже не знают, что такое Снегурочка. Они начинают расти на китайском товаре, и это ужасно", - рассказывает Элеонора Коваленко, сотрудник магазина "Детский мир" в подмосковных Люберцах, Сама она трудится в отделе обуви, поэтому сравнение для Деда Мороза выбирает подходящее: "Если Деды Морозы есть, то это такая же редкость, как валенки".

Подобная картина и в крупнейшем "Детском мире" Санкт-Петербурга. "В основном у нас в продаже представлен образ Санта-Клауса. Хотя в последнее время, вероятно, выполняя пожелания заказчиков, китайские игрушки приближаются к образу наших сказочных персонажей", - говорит начальник отдела игрушек ЗАО "Дом ленинградской торговли" Елена Кривченкова.

В магазинах Ростова новогодние отделы также предлагают многочисленных Санта-Клаусов, рядом с ценой на которых стоит наименование товара: "Дед Мороз".

Как рассказали "Известиям" продавцы нескольких магазинов, покупатели почти всегда спрашивают Мороза, а не Клауса. К этому, похоже, успели приноровиться и производители: на коробке финского игрушечного старика, одетого по-заграничному в полушубок и шапку с помпоном, красуется надпись "Дед Мороз", и поет этот старичок не заграничную песенку, а родную "В лесу родилась елочка".

Но пока Санта-Клаус пытается проникнуть в дом под видом своего идейного противника - Деда Мороза, некоторые политические силы готовы дать ему отпор. Как удалось выяснить корреспонденту "Известий" Леониду Новикову, три рекламных агентства Владимира получили заказ на установку пяти рекламных щитов рядом с центральными городскими магистралями. На них изображен наш старый добрый Дедушка Мороз и "их" поганый Санта-Клаус. Действие происходит на границе России, в которую, прикрываясь лицемерной маской, и намеревался заползти иноземец. Но не тут-то было! И лежит он теперь поверженный, мордой в снег (совсем как при задержании террористов), потеряв маску и обнажив свое отвратительное истинное лицо. Дед Мороз стоит, опираясь на мощный посох. На плакате крупными буквами выведено загадочное назидание: "Дружба - дружбой, а служба - службой!" Авторство произведения закреплено подписью "Наше дело".

Как сообщили "Известиям", "Наше дело" - организация, выступившая заказчиком антисантаклаусной агитации, - не зарегистрирована как общественная и политическая организация в управлении юстиции Владимирской области. Организация известна тем, что осуществляла охрану свидетелей и потерпевших по делу суздальского митрополита Российской православной автономной церкви Валентина (он был осужден летом этого года Суздальским районным судом к 4 годам лишения свободы условно за развратные действия в отношении несовершеннолетних).

- Эта акция в каком-то смысле носит антиглобалистский характер, - поделился он, - но не в экономическом смысле, а в духовно-ментальном. Нам не нужны ни покемоны, ни микки-маусы, у нас есть свои былинные герои и сказочные персонажи, свои петрушки и матрешки. Уже и в Москве многие недовольны засильем западной сказочной символики, - сказал "Известиям" представитель организации. Вчера, как стало известно, ассоциация рекламных агентств города вынесла решение снять плакаты.

Российские консерваторы также готовы встать на борьбу с Сантой.

- Сейчас часто говорят о духовности и о нравственности. Так вот, духовность формируется с детства, когда ребенку дают не ту игрушку. Если дать ребенку Сана-Клауса, то будут формироваться другая духовность и другое мировоззрение. Мы должны это не то чтобы пресекать - такое слово здесь не уместно, - а делать свой, личный выбор. Если я иду перед Новым годом в магазин, то почему же я не покупаю Деда Мороза, а беру Санта-Клауса? Только потому, что он красивее? Не думаю! Это мой внутренний выбор, - объяснил свою позицию лидер думской фракции "Народный депутат" Геннадий Райков. С депутатом согласен директор столичного ЗАО "Розничная сеть Торговый Дом Детский Мир" Валерий Корнеев. - В Европе видно, как американское кино замещает европейское, потому что гораздо больше игрушек, кинофильмов, основанных на образе Санта-Клауса, можно будет продать в России, если продвинуть идею о том, что Санта-Клаус - это герой, который является национальным символом зимы и всего остального. Это коммерческая целесообразность замещения одного образа на другой, - говорит Корнеев.

- Должна быть нормальная информационная политика: государство у нас патронирует православную церковь, таким же образом надо продвигать наших собственных героев и давать преимущество им.

Но и среди американцев есть те, кто готов встать на защиту Деда Мороза. "Я американка, люблю свою страну и люблю Россию. И мне почему-то больше нравится Дед Мороз, чем Санта-Клаус. Для меня Санта, к сожалению, потерял свое особенное значение много лет назад, после того как "Кока-Кола" в рекламных целях наградила его своей дурацкой улыбкой, - рассказывает Ким. (Знакомый миллионам американцев канонический образ Санта-Клауса был разработан компанией в 1931 году.) Балашак уже много лет живет в Москве и собрала большую коллекцию самых различных Дедов Морозов. Я никогда не была в числе детей, которые любят

сидеть на коленях у Санта-Клауса в супермаркете", - рассказывает Ким.

Для балерины Анастасии Волочковой Дед Мороз - это тоже определенный символ: "Мы забываем о своих символах, думаем, что на Западе лучше, хотя есть свое. Просто есть разница между устоями и традициями. Дед Мороз - это традиция, а мы, вместо того чтобы сохранять традиции, наоборот, затаптываем традиции, а возвращаем устои".

Однако с происхождением российского деда в отличие от его американского собрата (в последнего трансформировался христианский святой Николай) все не так просто. Дед Мороз появился на российских просторах очень давно. Согласно одной из версий, до появления христианства на Руси наши предки, как и другие язычники, верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. Хозяева одаривали колядующих едой. Среди колядующих часто был один человек, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза.

Но все это - дела давно минувших дней. Хотя наш подобревший Дед Мороз вполне может гордиться перед американским выскочкой древностью своего рода. "Наш Дед Мороз - это архетипический символ, который лежит в основе нашей культуры, и особенно важно поддержать его сейчас. Ведь "дед" означает предок, и мы посредством Деда Мороза общаемся со своими предками", - считает психолог Итта Рюмина.

Александр БРАТЕРСКИЙ, Георгий ИЛЬИЧЕВ, Александр САДЧИКОВ, Елена СТРОИТЕЛЕВА
Известия (Москва) , N238, 31.12.2002


Вернуться назад

Всероссийское монархическое движение "Наше дело"
Hosted by uCoz